1️⃣ Дивиденды.
Перед тем, как это сделать, компания посчитает разницу между доходами и расходами, утвердит годовой (или промежуточный баланс), после этого владелец решит сколько из заработанного он хочет оставить компании, а сколько забрать себе и после удержания НДФЛ 13% получит деньги на свою карту (или наличными).
Такой вариант затратен и долгий, ибо дивиденды мы начисляем по итогам работы за год, за полугодие или квартал.
То есть если компания начала деятельность в январе, то владелец компании будет ждать выплаты до апреля, когда бухгалтерия посчитает прибыль компании.
Несмотря на долгий процесс, именно такой вариант получения живого кэша самый прозрачный с точки зрения фискальных органов и комплаенс вашего банка.
2️⃣ Зарплата.
Такой вариант вывода средств пользовался популярностью в конце 90-х и в начале 00-х теми компаниями, которые работали в прозрачном поле.
Владелец компании, не дожидаясь выплаты дивидендов раз в квартал, выплачивал себе жалование ежемесячно с уплатой всех положенных налогов.
Это было эффективно, когда ставка страховых взносов для всех составляла 26, а для упрощенцев – 14%. Были времена.
А сейчас, если владелец хочет получать чистыми 100 000 рублей, то бухгалтер начислит ему 114 942 рубля , а затем уплатит 34 482 рубля в виде страховых взносов.
Тогда стоимость выхода денег для владельца компании составит 49 424 рубля. То есть половину от желаемого.
Да, эти выплаты уменьшат налог. Но дорого.
Поэтому есть более изощренные и рисковые варианты:
4️⃣ Займы.
Этим методом не пользуется только ленивый.
Суть его проста: компания выплачивает (или выдает наличными) владельцу компании заемные средства по договору займа под установленный договором процент. Долго рассказывать о ситуациях, когда возникает экономия на процентах сейчас, не буду (если интересно, то пишите в комментариях вопросы, я отвечу).
Здесь неприятным моментом является тот факт, что займ надо будет вернуть. Через год или через пять, но надо вернуть.
А в некоторых случаях наличие займа учредителю может поставить в неприятную позу получателя денег.
4️⃣ Выдача под отчет.
Бухгалтерия выдаст владельцу компании средства под отчет и владелец в указанный в локальном акте срок отчитается о том, куда потратил, или вернет неизрасходованные средства обратно в кассу.
Поэтому этот способ тоже обременен возвратностью.
И риск переквалификации в выплату физическому лицу велик.
5️⃣ Договор между компанией и владельцем, находящимся в статусе ИП.
Здесь экономия на лицо: при выплате гонорара за какую- нибудь услугу ИП уплатит налоги за себя сам.
Например, если сумма договора составит 100 тыс. рублей, то ИП сам уплатит 6 000 налога (если он применяет УСН) с этого дохода.
Проблема состоит в том, что фискалы не любят эту схему от слова «совсем». Договорная конструкция при таком подходе должна быть безупречной. Вы должны уметь доказать, что переход в такой формат работы (компания - владелец в статусе ИП) был обоснован и ИП действительно в состоянии оказывать именно те услуги, которые вы укажете в договоре.
Самым безопасным методом реализации такого проекта является договор с ИП как с управляющим компанией (вместо ген.директора) или лицензионный договор владения торговым знаком. Вообще здесь столько подводных камней, что писать можно бесконечно.
6️⃣ Представительские расходы.
Здесь выплатить много не получится, однако в некоторых случаях (например, при совмещении разных способов вывода средств) этот вариант может оказаться вполне уместным.
Выплата (компенсация таких расходов) не облагается взносами и НДФЛ (по общему правилу).
Детали есть, их много, однако если их учесть, то и это можно реализовать.
Наталья Горячая, основатель «Делаем бизнес вместе»
Источник: «Клерк».